Глаза, яснее чего-либо другого у человека выдающие его мысли и чувства, всегда считали
средоточием большой магической силы. Как один взгляд может выразить любовь и
ненависть, гнев и ободрение, точно так с незапамятных времен считали, что они могут и в
действительности навлекать проклятие или благословение.
читать дальшеГневный или завистливый
взгляд даже самого обыкновенного человека может повлечь за собой дурные последствия,
а уж тем более взгляд человека, чьи глаза как-нибудь необычно посажены или странного
цвета - эти особенности могут отмечать наличие у него дурного глаза, которого все боятся.
Вера в дурной глаз практически всеобща и очень стара. "У некоторых личностей глаза
весьма неприятны и даже угрожающи, - пишет Обри в "Remaines...", - и в этом есть aliquid
Divinum, нечто сверх общего разумения". Эта идея существовала в древних Ассирии,
Греции, Риме и Египте и доныне существует во многих частях Европы. Основная
концепция здесь такова, что некоторые личности могут навлекать несчастье или болезнь
на людей и животных, а также разрушать или повреждать неодушевленные предметы,
всего лишь глядя на них. Выражением "его сглазили" обозначают человека, подпавшего,
как полагают, под какие-то злые чары.
Интересная деталь в этой незапамятной традиции - то, что обладание этой магической
силой и ее использование не всегда осознанны. О многих отнюдь не склонных к злу людях
думали, что они заражены этим и порой своим взглядом наносят вред, сами того не желая.
Обри сообщает о человеке, по нечаянности околдовавшем собственный скот. Томас и
Кэтрин Маккуойд рассказывают о человеке, который "всегда ходил уперши глаза в землю и
никогда не глядел на того, с кем говорил: его взгляд был проклят, и он не смел
разговаривать с детьми, дабы какой-нибудь случайный взор не пал на одного из них". У
Kappa в его "Словаре страхов" ("Craven Glossary"
читаем о другом йоркширском жителе,
который направлял свой первый взгляд поутру - взгляд, считающийся самым
смертоносным, - на растущее близ его дома грушевое дерево, чтобы весь яд этого взгляда
изливался на него, а не на какого-нибудь ни в чем не повинного прохожего. Спустя
некоторое время дерево засохло.
Людей с глазами разноцветными, или косыми, или посаженными слишком глубоко, или
слишком близко, или не на одном уровне, часто подозревали в том, что у них дурной глаз.
Еще и ныне встретить человека с некоторыми из этих дефектов считается плохой
приметой, и при такой встрече люди потихоньку скрещивают пальцы или за их спиной
сплевывают на землю.
Если обладающий дурным глазом решит воспользоваться своей силой, результат его
воздействия на жертву практически гарантирован, если только немедленно не применить
какое-нибудь сильное магическое средство в противовес наложенному сглазу. От таких
людей надо держаться как можно дальше и всеми силами стараться не вызвать их
неудовольствия. Часто говорят, что "силой сглаза" обладают цыгане, и есть поныне немало
людей, которые аккуратно подают милостыню цыганам, тогда как отказывают в ней
другим нищим. В одной сомерсетской деревне уже в нынешнем веке дурным глазом
обладала повитуха, и все очень старались случайно ее не обидеть, чтобы она не сглазила
мать или ребенка. Сведений о том, что она когда-либо это сделала, не имеется. И тем не
менее, большинство женщин предпочитали обращаться к ней, а не к районной акушерке,
потому что в противном случае она могла бы обидеться. В результате она продолжала
практиковать до самой старости.
Магические средства против дурного глаза неисчислимы. Плюнуть, зажечь огонь,
перекреститься - все это работало против сглаза, как и против других угрожающих
действий. В некоторых странах носят синие бусы в подражание древним египтянам или
маленькие амулеты в форме руки с растопыренными пальцами (см. РУКА), полумесяца,
колеса, змеи или итальянской "чимаруты" - серебряной веточки руты с прикрепленными к
ее кончикам всевозможными охранительными эмблемами. Жители острова Мэн исцеляли
коров от сглаза тем, что мели улицу за калиткой, собирали пыль и перебрасывали через
животное, призывая при этом пресвятую Троицу. В западных областях околдованное
животное натирали солью - по одному боку от головы до хвоста, по другому - от хвоста до
головы, приговаривая при этом: "Как раб твой Елисей исцелил воды Иордана, бросив в
них соль, так и я надеюсь исцелить животину сию во имя Бога Отца, и Бога Сына, и Бога
Святого Духа".
Шотландское противоядие - красная нить, особенно если некто, "обладающий знанием",
завяжет на ней узелки, произнося над каждым соответствующее заклинание. И другое -
выпить во имя Троицы воды, зачерпнутой деревянной бадьей из бегущего ручья, в
которую окунули золотую и серебряную монеты. Более изощренный вариант - взять
глиняный или деревянный сосуд на брод или мост, по которому проходили живые и
мертвые. Целитель не должен произносить ни слова на пути к воде и обратно, там он
становится на колени и набирает ладонями воды в сосуд, зачерпывая три раза ниже брода
или моста и три раза выше. Затем призывают Троицу, в сосуд бросают серебряную монету
и несут его домой, где трижды обносят вокруг очага по ходу солнца. После этого воду либо
прыскают на того, кого сглазили, либо дают ему пить. Остаток иногда выливают на камень
или бросают в очаг.